Мир Льда и Пламени

Известный мир «Игры престолов» не имеет общего или официального названия, но почему бы не назвать его Мир Льда и Пламени? Персонажи в этой истории просто называют его «миром». На момент выхода сериала известный мир состоял из трех открытых континентов: Вестероса, Эссоса и Соториоса. Есть также множество островов и архипелагов, в том числе Ступени, Летние острова и Иб.

«Это большой и прекрасный мир. Большинство из нас живут и умирают в том же уголке, где родились, и никогда ничего этого не увидят. Я не хочу быть большинством из нас», ― Принц Оберин Мартелл.

Карта известного мира Льда и Пламени
Карта известного мира Льда и Пламени

Континенты

Вестерос

Расположенный на крайнем западе известного мира, Вестерос простирается на юг от северного полярного ледяного покрова примерно на 3000 миль. Большая часть континента объединена в политическое образование под названием Семь королевств, управляемое королем на Железном троне в городе Королевская гавань. Северная граница Семи Королевств отмечена Стеной, за которой лежит горная тундра, населенная Свободным Народом. Дальше на север лежит Страна Вечной Зимы, которой, как предполагается, управляют Белые Ходоки под властью Короля Ночи. Большая часть действий в «Игре престолов» происходит в Вестеросе.

Подробная статья — География Вестероса.

Эссос

Отделенный от Вестероса Узким морем, Эссос простирается на восток на многие тысячи миль. Он больше Вестероса, но менее густонаселен. Западная окраина континента контролируется девятью Свободными городами, в то время как города-государства Залива Драконов расположены в юго-центральном регионе. Дальше на восток находится Квартал и легендарное Нефритовое море, которое частично охватывает Эссос. Дальнее восточное побережье Эссоса неисследовано, поскольку оно лежит за легендарным Асшаем и неприступными Землями Теней. Большая часть континентальной части к западу от Нефритового моря находится под властью воинов племени, известного как дотракийцы.

Соториос

О нем известно относительно мало, но Соториос расположен к югу от Эссоса, на дальнем берегу Летнего моря. Это большой континент, состоящий из пустынь и джунглей. Говорят, что он является убежищем для чумы и опасных животных и не был исследован далеко за пределами северных прибрежных районов.

Моря и океаны

Закатное море лежит к западу от Вестероса. Никто успешно не пересек море Заката, имея какую-либо достоверную информацию о каких-либо участках суши, которые могут лежать за его пределами. Арья Старк в настоящее время исследует море.

Летнее море лежит к югу от Вестероса и Эссоса, отделяя последний от Соториоса. В нем находятся Летние острова. Протяженность океана к югу от Летних островов неизвестна. Входы в Летнее море включают залив Драконов и залив Скорби.

Дрожащее море лежит к северо-востоку от Вестероса и к северу от Эссоса, отделяя последний от северной полярной ледяной шапки. Иб и Скагос — самые заметные по размеру острова в Дрожащем море. Зимой Дрожащее море становится гораздо более враждебным для пересечения.

Узкое море отделяет Вестерос от Эссоса, а также соединяет Летнее море на юге с Дрожащим морем на севере. Хотя оно меньше большинства других морей, его ширина все же составляет несколько сотен миль, что представляет собой серьезное препятствие для военной деятельности между двумя континентами. Зимой Узкое море становится труднопроходимым из-за штормов и сильных ветров, дующих с севера. Входы Узкого моря включают залив Блэкуотер, море Дорн и море Мирт.

Нефритовое море лежит на дальнем востоке известного мира, за равнинами Дотракии и Кварта. Кварский пролив (также называемый Нефритовыми воротами) соединяет Нефритовое море с Летним морем, что делает Кварт крупным центром морской торговли между западом и востоком. Йи Ти и Асшай расположены вдоль берегов Нефритового моря. Смелые торговцы разбогатели, совершая «торговый круг» вокруг Нефритового моря, торгуя между могущественными городами-государствами и торговыми королевствами дальнего востока, а затем перевозя эти богатства обратно в Вестерос и Свободные города. Такое путешествие может занять два года или больше.

Острова

Это не окончательный список, а крупные острова или группы островов особого размера и значения:

Вестерос

Арбор — очень большой остров у южного побережья Вестероса. Это часть Пределов, принадлежащих дому Редвин и обязанных верностью Дому Тиреллов. Это один из главных винодельческих регионов Семи Королевств.
Медвежий остров расположен у северо-западного побережья Вестероса. Он контролируется Домом Мормонт и обязан хранить верность Дому Старк.

Железные острова лежат у западного побережья Вестероса. Они являются одним из главных регионов континента и контролируются одним из Великих Домов Семи Королевств, Домом Грейджой из Пайка.

Три сестры — это совокупность трех небольших островов, расположенных между Севером и Долиной, в большой бухте под названием Укус. На протяжении веков они были убежищем для пиратов и контрабандистов, но они и близко не так велики, как Железные острова, поэтому на их набеги смотрят свысока, как на простое пиратство, и скорее как на досаду, чем как на угрозу. Официально ими правит Долина, хотя их лояльность всегда невелика.

Скагос — большой остров у северо-восточного побережья Вестероса. Теоретически он обязан хранить верность Дому Старков, но на практике его диким обитателям (которые, по слухам, каннибалы) позволено идти своим путем. Скагос — самый большой из нескольких островов архипелага, в который также входит Скане.

Тарт, Драконий камень и Эстермонт — большие острова в Узком море, у восточных берегов Семи Королевств.

Эссос

Ступени — это группа островов, отделяющих Узкое море от Летнего. Легенды гласят, что в древние времена они образовали сухопутный мост между Вестеросом и Эссосом. Современная цепь островов по-прежнему является одним из основных путей транзита между Вестеросом и Эссосом, поскольку торговые суда следуют по их мелководью, а не по открытому океану, и любое морское сообщение с севера на юг также должно проходить через них. «Ступенчатые камни» — одно из крупнейших пиратских логовищ в мире, которое наживается на всей морской торговле, происходящей вокруг них. Часто предпринимаются усилия, чтобы очистить Ступени от пиратов, но на смену им всегда приходят новые. Свободный город Тирош расположен на самой восточной из Ступеней. Несколько Вольных городов, включая Тирош, Лис и Мир, постоянно конкурируют за контроль над островами, как и Железный Трон Семи Королевств, но любые завоевания носят временный характер. В целом они остаются беззаконной ничейной землей, управляемой пиратскими лордами.

Свободный город Лорат расположен на прибрежном острове в Дрожащем море, в то время как Лис расположен на прибрежном острове в Летнем море.

Иб — второй по величине остров в известном мире, родина цивилизации мореплавателей и охотников на китов. Он расположен в тысячах миль к востоку от Вестероса, у северного побережья Эссоса (в сотнях миль к северу от Ваес Дотрак). Иббенцы торгуют на большей части Эссоса, а иногда и в Вестеросе. Он слишком мал, чтобы считаться самостоятельным континентом (размером примерно с реальную Исландию), и считается частью Эссоса.

Огромный архипелаг, лежащий к юго-востоку от Волантиса и к западу от Залива Драконов, является разрушенным остатком великой Валирийской империи, уничтоженной четыре столетия назад в результате катастрофического вулканического события, известного как Гибель. Моряки со всего мира знают, что Валирии следует держаться подальше, поскольку там продолжается вулканическая активность, а Дымящееся море между островами, как говорят, непроходимо, поскольку пары, поднимающиеся от воды, могут задушить человека до смерти.

Новый Гис, расположенный на острове к юго-востоку от Залива Драконов, является столицей возрождающейся империи Гискари, которая когда-то простиралась по соседнему материку, пока не была разрушена Валирийским владением пять тысяч лет назад. После падения Валирии гискари пытались восстановить свою империю, но безуспешно.

Соториос

Острова Василисков расположены у северного побережья Соториоса и, как говорят, являются домом для многих опасных и легендарных существ. Острова Василиска и близлежащий Наат часто подвергаются набегам кораблей-работорговцев с севера.

Наат — крупный остров у северного побережья Соториоса, к западу от цепи островов Василиска. Его пацифистски настроенные жители являются излюбленной мишенью для работорговцев.

Летние острова расположены к юго-востоку от Вестероса, далеко к западу от материка Соториос, даже дальше на запад, чем Наат. Они представляют собой большое скопление островов, управляемых их собственными независимыми князьями. Жители Летних островов — одна из великих морских держав мира, чьи знаменитые торговые суда находятся в портах Вестероса и Эссоса.

Климат и времена года

Главная особенность мира, в котором разворачивается повествование, заключается в том, что в нем происходят долгие сезоны разной продолжительности, обычно длящиеся не менее пары лет каждый. Исторически сложилось так, что времена года, как известно, в крайних случаях длятся до десятилетия, хотя это случается только раз в столетие или около того. Продолжительность сезонов совершенно непредсказуема и меняется случайным образом. Существует некоторая очень слабая корреляция в том, что за долгим летом часто следует долгая зима, но это скорее тенденция, чем правило. И наоборот, сезоны могут быть непредсказуемо короткими: год Ложной весны был назван так потому, что в течение него произошел целый весенний сезон, который длился всего два месяца. Мейстеры Цитадели внимательно следят за продолжительностью дней, чтобы попытаться предсказать, как долго продлится текущий сезон, но это в лучшем случае неточная наука. Континент Вестерос простирается гораздо дальше на север, чем континенты Эссос и Соториос, и поэтому гораздо больше подвержен негативному влиянию долгих зим. Между тем, Эссос и Соториос находятся ближе к экваториальным регионам, где обычно теплее.

Тем не менее, есть намеки на то, что времена года, возможно, не всегда были такими: персонажи по-прежнему определяют «год» как двенадцатимесячный период, а не полный цикл от лета до зимы. Месяцы такие же, как и в реальной жизни, примерно тридцатидневный период; термин «оборот луны» обычно используется для обозначения «месяца».

Существует предположение, что долгие сезоны не происходят естественным образом, но могут иметь магическое происхождение, вытекающее из почти мифического события, называемого Долгой ночью восемь тысяч лет назад, когда, как говорят, Белые ходоки использовали покровы зимы, которая длилась поколение, и ночи, которая длилась годы, чтобы вторгнуться в Вестерос. Они потерпели поражение в Битве за Рассвет, были отброшены на самый дальний север и не смогли вернуться из-за возведения Стены, но времена года так и не восстановились. Мейстеры крайне скептически относятся к этой истории, отвергая ее как фольклор, несмотря на неоспоримое присутствие Стены.

Непредсказуемые и длящиеся годами сезоны мира, в котором находится Вестерос, в некотором смысле больше похожи на мини-ледниковые периоды и периоды потепления, подобные тем, что случались на реальной Земле, хотя и не до такой степени. «Средневековый теплый период» был периодом повышения средних температур по всему северному полушарию с 950 по 1250 год, за которым последовал «Малый ледниковый период», столь же длительный период падения средних температур. Основное различие заключается в том, что эти «мини-ледниковые периоды» происходили постепенно в течение двух или трех столетий на реальной Земле: Вестерос, напротив, может в течение нескольких лет или месяцев перейти в очень холодную «зиму», длящуюся десятилетие. В Вестеросе все еще наблюдаются некоторые колебания температуры в течение обычного «календарного года», так что то, что должно быть зимними месяцами в обычном 12-месячном году, как правило, немного холоднее, чем остальные. Поскольку Север расположен на более высокой широте, он испытывает такие колебания в большей степени и, как известно, испытывает «летние снега» в течение многолетних летних сезонов (т.Е. в течение того, что должно быть зимними месяцами в нормальном 12-месячном сезонном цикле). Такие «летние снега» на Севере упоминаются Пицелем в 1-м сезоне «Калеки, бастарды и сломанные вещи».

На момент открытия телесериала мир переживал лето, которое длилось девять лет, что необычайно долго, и мейстеры опасаются, что за ним последует такая же долгая (или даже более продолжительная) зима. По словам Тириона Ланнистера, Вестерос пережил девять зим за свою жизнь, последняя из которых закончилась примерно за девять лет до начала телесериала. Тирион утверждает, что зима, в течение которой он родился, была самой длинной из этих, длившейся три года. Таким образом, за последние тридцать лет или около того каждый полный летне-зимний цикл длился в среднем около 5-6 лет. Осень наступает на следующий год (во 2-м сезоне), подводя к концу десятилетнее лето.

Народы мира могут пережить многолетние зимы, потому что они адаптировались к этому климатическому режиму столетия назад. Лорды откладывают огромное количество нескоропортящихся продуктов питания на хранение до следующей зимы. В некоторых замках, таких как Винтерфелл дома Старков, есть тщательно продуманные теплицы, которые позволяют выращивать овощи даже в самые суровые зимы. На севере Вестероса, который сильно страдает от холодной зимней погоды, многие известные крепости построены в благоприятных районах, таких как Винтерфелл, который построен над горячими источниками, или Дредфорт Дома Болтон, который построен на вулканических жерлах. Несмотря на эти меры предосторожности, в северные зимы голод является обычным явлением и является одной из причин того, что население Севера невелико, несмотря на его огромные размеры.

Еще одна особенность климата их планеты заключается в том, что, поскольку она больше, чем реальная Земля, ее океаны имеют гораздо большие участки открытой воды, и в сочетании с тем фактом, что теплые летние сезоны могут длиться годами, в теплых южных водах планеты образуются мощные супер-ураганы. Летнее море в их летние годы. Эти сильные штормы проносятся на север и обычно имеют тенденцию обрушиваться на Штормовые земли и залив Кораблекрушителя (именно поэтому эти места в первую очередь имеют такие названия). В то время как ветры и дожди могут быть опасными, вода, которую штормы сбрасывают, когда они выходят на сушу, также превратила южные части Штормовых земель вокруг мыса Гнева в пышные тропические леса умеренного пояса. Штормы проходят над Ступенчатыми Камнями, чтобы достичь Штормовых земель, цепи островов между Вестеросом и Эссосом на южной оконечности Узкого моря, прежде чем повернуть на запад, чтобы попасть в Штормовые земли. Однако, если бы они продвинулись немного дальше на запад, штормы обрушились бы на Дорн и сбросили бы туда все свои дожди — но поскольку они этого не делают, Дорн остается выжженной пустынной землей. В редких случаях один из этих супер-ураганов проносится еще дальше на север, мимо Мэсси-Хук и в залив Черноводной, где он будет опустошать острова, подобные Драконьему камню. Дейнерис Таргариен получила прозвище «Дейнерис Бурерожденная», потому что она родилась на Драконьем камне, когда один из этих супер-ураганов обрушился на остров.

Форма и размер мира

Как указано в справочнике «Мир льда и пламени» (2014), Орден мейстеров в Вестеросе и другие ученые мужи по всему миру веками изучали астрономию и, наблюдая за движением звезд по ночному небу, с относительной уверенностью определили, что их мир — круглый шар. Изолированные племена или простые крестьяне-фермеры Вестероса, не имеющие образования, конечно, все еще могут в просторечии верить, что мир плоский, но они ошибаются. По-видимому, их лучшее знание астрономии является одной из причин, по которой они считают один двенадцатимесячный период «годом»: именно столько времени требуется для восстановления движения звезд (поскольку их планета движется вокруг своего солнца — хотя это не было указано, понимают ли они, что это наоборот, когда солнце вращается по орбите вокруг земного шара).

Мейстеры также понимают, что теоретически корабль должен иметь возможность совершить кругосветное плавание, продолжая плыть на запад от Вестероса, пока они не обогнут Йи Ти с другой стороны, а затем продолжат движение на запад, пока не вернутся в Вестерос. Они также понимают, что корабль может проплыть на север через полюс и достичь Йи Ти на другой стороне — при условии, что на пути нет суши или арктических льдов. Однако до сих пор ни один корабль не совершил успешного кругосветного плавания. Корабли, которые отплыли к западу от Вестероса и вернулись, сообщают, что обнаружили только бескрайний океан, а другие корабли просто никогда не возвращались. Даже крайний юг Соториоса и восточная оконечность Эссоса неизвестны людям в Вестеросе. Было предпринято несколько попыток пройти на север через полюс, но все они закончились неудачей из-за опасного льда и других неизвестных опасностей.

Сам Мартин заявил еще в 2002 году:

«Да, мир круглый. Хотя, возможно, он немного больше нашего. Я думал больше о «Большой планете» [Джека] Вэнса…. но не держи на меня за это зла».

Вестерос и другие земли в известном мире, по-видимому, расположены в северном полушарии их планеты: климат становится холоднее к северу, распространяясь на полярные регионы, и теплее, продвигаясь на юг к экватору (было бы наоборот, если бы в южном полушарии). Мартин сказал, что Эссос не так сильно страдает от многолетних зимних сезонов, потому что он ближе к экватору, но он никогда точно не определял, где находится экватор — и даже известно ли это. То есть, не подтверждено, проходит ли экваториальная линия через Соториос и Летние острова, или, если экваториальная линия находится еще дальше на юг и неизвестна даже исследователям с Летних островов. Соториос не был полностью исследован, но несколько сообщений путешественников указывают на то, что он по крайней мере так же протяжен с севера на юг, как Эссос с запада на восток.

Тем не менее, хотя их земной шар больше, чем реальная Земля, он не настолько огромен, чтобы все, от Стены до Летних островов, находилось в одной и той же климатической зоне: существуют заметные различия от полярных регионов до тропических регионов. Однако, насколько нам известно, такие регионы, как Летние острова, которые мы бы сочли «тропическим» климатом, на самом деле расположены в «субтропиках» своего мира, а «тропики» вокруг их экватора настолько жаркие, что они действительно непригодны для жизни людей. Еще один намек на размер их мира заключается в том, что созвездия в ночном небе заметно отличаются между северными и южными широтами, такими как Дорн и Летние острова, а это означает, что кривизна земного шара заметна на таком расстоянии (если бы их мир был в 100 раз больше Земли, угол кривизны был бы больше). было бы настолько низко, что они не смогли бы увидеть разные созвездия между этими широтами).

Астрономия

Мало что известно о «солнечной системе» и астрономии мира, в котором разворачивается действие Вестероса, хотя в целом он выглядит примерно идентичным реальной Земле. Астрономия упоминается редко и не очень важна для повествования, но никогда не было никаких указаний на то, что она особенно отличается от реальной жизни. В мире вымышленного повествования есть одно солнце. Одна луна вращается вокруг земли, проходя лунные фазы, которые составляют «месяц» (известный как «оборот Луны»), равный реальному месяцу.

Известно, что в солнечной системе, в которой разворачивается действие мира, есть еще семь планет, помимо мира, на котором происходит действие истории. Народы мира, похоже, не осознают, что это другие миры, подобные их собственному, то есть на которых люди могут стоять (даже не ясно, понимают ли они, что Луна — это еще один «мир», на котором люди могут стоять). Планеты называются «странниками», поскольку они движутся по ночному небу относительно неподвижных звезд (кстати, в реальной жизни слово «планета» происходит от древнегреческого слова, означающего «странник»). На реальной Земле древние культуры (такие как Классическая Греция) знали только о пяти планетах в ночном небе, а не о семи. Однако это не обязательно означает, что их солнечная система отличается от нашей, просто скорость их открытий отличается. Уран был открыт только в семнадцатом веке, а Нептун — в девятнадцатом, с помощью астрономических телескопов: даже Галилей в шестнадцатом веке, используя свой простой телескоп, смог обнаружить Нептун, хотя он принял его за звезду и, таким образом, не приписывает его открытие. Однако жители мира, в котором находится Вестерос, на самом деле обладают простыми телескопами, которые часто используются для астрономических наблюдений за ночным небом. Лучшие телескопы, которые они называют «дальнозоркими», производятся мастерами-линзоведами Вольного города Мир, и поэтому их называют «мирийскими глазами». Следовательно, вполне возможно, что они уже открыли свой эквивалент Урана и Нептуна, потому что они обладают несколькими технологиями, такими как базовые телескопы, которыми еще не обладала реальная средневековая Европа.

Неясно, имеют ли семь «странников» (планет) официальные названия в повествовании. Единственный идентифицированный индивидуум был назван просто «красный странник» — по-видимому, их аналог Марса. В Семи Королевствах он ассоциируется с Кузнецом из Веры Семи, хотя Свободный народ называет его «Вором» — потому что, когда красный странник появляется в созвездии Лунной Девы, они считают, что это хорошее время года для мужчины, чтобы ритуально «украсть» женщину у еще одна деревня, которую можно взять в качестве невесты.

Хотя нет очевидной физической разницы между астрономическими телами мира фантазий и реальной жизни, некоторые специфические для культуры аспекты отличаются, в частности, то, что культуры в Вестеросе разработали другие созвездия, чем в реальной жизни. Нет никаких указаний на то, что звезды прямо расположены по-другому. Скорее всего, поскольку Древние греки не существовали в своем мире, логично предположить, что фигуры из греческой мифологии, такие как «Орион», не использовались в качестве фигур для созвездий: они по-другому играли в «соедини точки» со звездами на небе, используя фигуры из своей собственной мифологии. Например, одно созвездие известно как «Фонарь Старухи», отсылающее к Старухе из Веры Семи. Еще одно созвездие, несколько раз упоминаемое в романах, — это Ледяной Дракон.

В их солнечной системе также есть второстепенные астрономические тела, такие как кометы и метеоры. Красная комета появилась в небе незадолго до начала Войны Пяти королей. Известно, что время от времени на планету также падают небольшие метеориты: Рассвет, родовой меч Дома Дейн, был выкован из металла, извлеченного из «упавшей звезды» (в результате Дом Дейн даже использует падающую звезду в своей геральдике). Рассвет обладает необычными свойствами: он такой же прочный и острый, как валирийская сталь (которая выковывается с использованием заклинаний и драконьего огня), но металл клинка имеет цвет бледно-белого молока.

Постановка и концепция мира

Вестерос, Мир Льда и Пламени.
Вестерос, Мир Льда и Пламени. Источник фото cont.ws

Автор Джордж Р.Р. Мартин заявил, что его вымышленная вселенная задумана как полностью альтернативный и отдельный мир, никоим образом не связанный с нашим собственным, особенно в отличие от легендариума Средиземья Дж. Р.Р. Толкина или серии «Всадники Перна» Энн Маккаффри.

Толкин утверждал, что его фантастические истории должны были на самом деле происходить в нашем мире, в потерянную историческую эпоху примерно шесть тысяч лет назад; Авторское тщеславие Толкина заключалось в том, что он просто нашел и «перевел» копию саги, подобно тому, как англосаксонская сага о Беовульфе была утеряна на века, пока ее не открыли заново. Между тем, действие фэнтезийного сериала Маккаффри «Перн» действительно разворачивается в далеком будущем, с изюминкой в том, что на самом деле это планета-колония, которая регрессировала до уровня средневековых технологий (и на которой драконы действительно существуют, но созданы первоначальными колонистами с помощью генной инженерии). Аналогичным образом, сериал «Меч Шаннары» Терри Брукса или «Время приключений» Пенделтона Уорда также разворачиваются в том, что кажется средневековыми фэнтезийными декорациями, но на самом деле происходит в постапокалиптическом будущем после падения технологической человеческой цивилизации, что позволяет магии вернуться в мир. Мартин, однако, категорически отрицал, что действие Вестероса происходит либо в прошлом, либо в будущем реальной жизни Земли.

Неназванный мир, на котором расположен Вестерос, переживает неустойчивые и чрезвычайно долгие сезоны, которые обычно длятся по крайней мере несколько лет, а известно, что они длятся десятилетие. Смутно подразумевается, что так было не всегда, поскольку персонажи по-прежнему ссылаются на «год» как на двенадцатимесячный период и т.д. Мартин заявил, что конечная причина этих долгих сезонов — магическая, а не технологическая (в отличие от сериала «Перн», который в конечном счете раскрыл научные или технологические объяснения кажущимся волшебными явлениям в истории).

Большая часть сюжетной линии сосредоточена на континенте Вестерос, таким образом, мировоззрение, предоставляемое зрителям, представляет собой лишь узкую перспективу проживающего там средневекового населения. Их общество не исследовало и не нанесло на карту весь мир. Большая часть восточного континента Эссос довольно хорошо известна им благодаря торговым контактам, но даже в этом случае края их карт — просто пустое пространство, ожидающее заполнения. Джордж Р.Р. Мартин заявил, что его средневековый фантастический мир основан именно на средневековой Европе, таким образом, большинство континентов и жителей в общих чертах аналогичны Европе в Средние века.

Основная идея постановки такова: «Что, если бы Британские острова были размером с Южную Америку?» до такой степени, что они стали самостоятельным континентом. Мартин заявил, что континент Вестерос специально основан на огромных Британских островах и что он примерно равен размеру Южной Америки.

«Семь королевств» Вестероса в общих чертах аналогичны Англосаксонской гептархии, семи англосаксонским королевствам, которые они основали на Британских островах после своего вторжения. Север задуман как некий аналог Шотландии. Точно так же, как англосаксы вторглись в кельтских жителей Британии, андалы вторглись в Первых Людей, которые жили в Вестеросе. Столетия спустя андалы сами были завоеваны Таргариенами, что в широком смысле эквивалентно нормандскому завоеванию. Эссос слабо основан на Евразии: когда-то здесь господствовала Валирия, их эквивалент Римской республики, которая пала несколько сотен лет назад.

Уцелевшие колонии Валирии впоследствии превратились в Свободные города, которые имеют ряд общих черт со средневековой Италией или другими средневековыми городскими районами Западной Европы. Дотракийцы с центрально-восточных равнин Эссоса в значительной степени основаны на степных кочевниках, таких как монголы (с некоторыми дополнительными элементами индейских народов равнин). Кварт чем-то похож на Константинополь или Индию, хотя Мартин сказал, что в расовом отношении бледно-белые квартины не основаны ни на какой реальной группе. Йи Ти, расположенный еще дальше к востоку, чем Кварт, аналогичен Имперскому Китаю и Дальнему Востоку. Соториос аналогичен Африке, но точно так же, как Западная Европа в Средние века не обладала большими знаниями об Африке или Восточной Азии, так и жители Вестероса этого не знают. Аудитория разделяет точку зрения персонажей из-за стиля повествования Мартина (с ограниченным видом от третьего лица), и, таким образом, мы знаем только то, что знают они. Тематический момент заключается в том, что земли к северу от Стены неисследованы и плохо нанесены на карту, точно так же, как они были бы для римского солдата, стоящего на Стене Адриана и смотрящего на север, на край известного мира. Мартин заявил, что поэтому он никогда не раскроет всеведущую карту всего мира, в котором происходят его истории:

«Мне жаль, но если в [том же мире, что и] Вестерос, есть Антарктида, вам придется подождать, чтобы узнать об этом, и / или Австралия, и Америка, и все такое. Это просто своего рода Европа: супер-Европа /супер-Азия [Эссос] и гигантские Британские острова [Вестерос], и, знаете, как они на самом деле знали бы в Средние века».

Кроме того, Мартин подчеркнул, что не следует предполагать, что в его фантастическом мире даже есть эквивалент Америки или Австралии, который только и ждет, чтобы его открыли. Они могут просто не существовать или не иметь прямых аналогов.

Если аналогичная ситуация такова, что Вестерос — это эквивалент их слова Британским островам, Йи Ти — эквивалент Китаю, и исследованы только северные побережья Соториоса, это означало бы, что людям, живущим в Вестеросе (северная половина их восточного полушария над их экватором).

Мартин также заявил, что сюжетная линия в его книгах частично (и в общих чертах) вдохновлена Войной Алой и Белой розы, гражданской войной, которая произошла в Англии в конце 1400-х годов после ее поражения в Столетней войне. Точно так же, как Война Алой и Белой розы велась между Йорками и Ланкастерами, конфликт в «Игре престолов» происходит между Старками и Ланнистерами. Уровень технологий в их обществе более или менее соответствует позднесредневековой Европе, то есть непосредственно перед тем, как использование пороха и пушек произвело революцию в средневековой войне и перенесло ее в раннюю современную эпоху.

В мае 2017 года комментатор в блоге Мартина напрямую спросил его, как называется планета, на которой расположены Вестерос и другие континенты, сравнив это с тем, как «Средиземье» Толкиена является континентом, но их общее название планеты — «Арда», то есть то, что будет ли образованный мейстер в Цитадели называть свою собственную планету /мир как. Мартин ответил, что они, вероятно, назвали бы его просто «Земля» — более сложного названия не существует (например, фанатское прозвище «Planetos»).

В книгах

В романах «Песнь льда и пламени» мир представлен во многом так же, как и в сериале, хотя информация о нем раскрывалась гораздо медленнее. Никакой карты Эссоса вообще не существовало до публикации «Бури мечей» в 2000 году, в которой была представлена карта залива Работорговцев. «Танец с драконами» добавил карту Свободных городов в 2011 году (после выхода в эфир 1 сезона). В течение 1 сезона телесериала не было предоставлено никакой карты мира за пределами Вестероса ни в Руководстве для зрителей HBO, ни в других официальных дополнительных материалах. Вступительные титры лишь кратко изображали Пентос и Ваес Дотрак таким образом, чтобы сделать окружающую их географию расплывчатой.

Затем HBO опубликовал увеличенную карту мира на своем веб-сайте в 2012 году, когда начался показ 2-го сезона, на основе раннего проекта карты этих восточных земель, предоставленного им Джорджем Р.Р. Мартином. Однако впоследствии Мартин изменил свое представление о большей части восточной части мира (примерно от востока Дотракийского моря и Красной Пустоши, включая Кварт и все Нефритовое море) после того, как HBO создало свою собственную карту. Новая, каноническая для книг карта мира впервые появилась в «Землях льда и пламени», опубликованной в конце 2012 года.

Земли Льда и Огня показали, что Ваес Дотрак находится в северо-восточном углу Дотракийского моря, а Кварт находится примерно прямо к югу от него по той же линии долготы, хотя и на противоположной стороне Эссоса. К востоку от Ваес Дотрака и Кварта находится самая большая горная цепь в известном мире, массивные Костяные горы, которые образуют почти непроходимый хребет, протянувшийся от южного побережья до северного побережья континента. Между Костяными горами есть всего несколько перевалов, образующих главный барьер для путешествий с запада на восток. Таким образом, «все к востоку от Костяных гор» и «все к востоку от Дотракийского моря и Кварта» являются взаимозаменяемыми фразами. Знания о землях к востоку от этой четко очерченной разделительной линии очень ограничены, хотя у мейстеров Цитадели есть приблизительная карта этих земель. Земли вокруг Нефритового моря находятся в контакте с Квартом через регулярные морские торговые пути, такие как великая империя Йи Ти. Асшай расположен на дальнем восточном краю Нефритового моря и мало посещаем из-за своей дурной репутации.

Основное различие между картой раннего проекта, которую HBO использует для сериала со 2 сезона, и окончательной картой Мартина в «Землях льда и пламени» заключается в том, что Нефритовое море изгибается на север в раннем проекте, но в окончательном проекте оно резко изгибается на юг. Йи Ти расположен на северном побережье Нефритового моря, поэтому на ранней черновой карте, которую использует HBO, он расположен на гораздо более северной широте, чем в окончательной черновой версии Мартина. Это существенно изменило бы климат Йи Ти, который на самом деле является субтропическим в окончательном проекте карты. В окончательном варианте гиркунские города Байясабхад, Шамириана и Каякаяная являются городами-оазисами в обширной дождевой пустыне на восточных склонах Костяных гор. Напротив, на ранней версии карты HBO они изображены как портовые города на побережье Нефритового моря, к западу от Йи Ти.

Мартин сам объяснил это несоответствие:

«У меня было несколько очень ранних примитивных карт о том, что находится по другую сторону Кварта, и в определенный момент я передал эти карты HBO, и HBO начал выпускать карты, в которых использовались эти карты. Но когда я делал картографический справочник, я посмотрел на эти карты и сказал: «эх, это не работает, мне это не нравится, мне не нравится, как это работает», поэтому я полностью выбросил их и переделал все к востоку от Кварта во что-то мне нравится намного больше. Таким образом, мир «Игры престолов» канала HBO значительно отличается от мира «Песни льда и пламени» даже в своей базовой географии из-за этого изменения».

Таким образом, с момента перерыва между 2-м и 3-м сезонами было неясно, будет ли карта мира HBO обновлена до книги «Земли льда и огня» — канонической карты мира. По состоянию на конец 5 сезона он не обновлялся.

Это практически не влияет на повествование в самом телесериале, потому что Дотракийское море и Кварт находятся на самом дальнем востоке, куда когда-либо заходило повествование, и вряд ли что-либо восточнее этих мест даже упоминалось в телесериале. О них почти ничего не было известно из самих основных романов, только из последующих сборников, таких как The Lands of Ice and Fire или The World of Ice & Fire 2014 sourcebook.

На официальных телевизионных картах также, как ни странно, не указаны Летние острова, Наат и Соториос. Однако эти локации четко отображаются в последовательности начальных титров — с 3 по 4 сезоны и далее — просто не на официальных картах HBO guide. Наат и Соториос появляются там, где они есть в книгах, и в точных деталях — учитывая, что они впервые появились в «Карте залива работорговцев» и его окрестностях, впервые выпущенной вместе с третьим романом в 2000 году. До 1-го и 2-го сезонов в романах уже давалось общее указание на то, что Летние острова находятся к югу от Узкого моря (к юго-востоку от Вестероса и к юго-западу от Эссоса), но к западу от Соториоса. Поскольку в сериале уже была эта информация, появление Летних островов в начальных титрах 3-4 сезона обычно соответствует этому — но официальная карта Летних островов не была выпущена до выхода «Земель льда и огня», поэтому их краткое появление в начальных титрах часто находится на краю карты, и более расплывчато репрезентативный. Это не «изменение», поскольку сериал просто избегал использования официальной карты Летних островов из «Земель льда и огня».

В «Землях льда и огня» также упоминается о существовании другой большой территории к югу от Ашая и к востоку от Соториоса, называемой «Ултос». Персонажам повествования явно неясно, является ли Ултос отдельным, четвертым континентом или просто очень большим островом или подразделением Эссоса или Соториоса. Даже Асшай окутан легендами для жителей Вестероса, и они ничего не слышали об «Ультосе», кроме названия в отчетах о географии Асшая, подчеркивая, что на карте есть пустые уголки, которые еще не были исследованы людьми из Вестероса.

Однако даже карта мира, появляющаяся в Землях Льда и Огня, изображает только карту «известного мира» в том виде, в каком она была бы известна образованным людям в Вестеросе, таким как мейстеры Цитадели. Таким образом, это достаточно точно для регионов восточных континентов, которые хорошо известны Вестеросу благодаря торговым контактам (Свободные города, Валирия, Залив работорговцев и т.д.), Но на крайнем дальнем востоке, недалеко от далекого Ашая, мифы и легенды затуманивают факты, приводя к описаниям каннибалов, «бескровных люди» и «крылатые люди» на карте, которые не должны приниматься читателем как объективно верные. Как объясняет сам Джордж Р.Р. Мартин:

«Мне нравится, чтобы мои читатели видели мой мир таким, каким его видят мои персонажи. И правда в том, что средневековые карты были не очень хороши по современным меркам. Карта, нарисованная англичанином в 1300 году, могла бы быть довольно точной для Англии и, возможно, Франции, но искажения и ошибки начали бы появляться, когда вы добрались до Италии и Германии, Россия и Святая Земля были бы еще более искажены, Африка была в значительной степени неизвестна ниже Сахары (даже побережья), и дальше на восток вы начали получать «царство пресвитера Иоанна» и «страну двуглавых людей» и «здесь водятся драконы». …

Вы найдете карту «известного мира» в Землях Льда и Пламени…Тем не менее, это не полная карта мира, нет. Идея состояла в том, чтобы сделать что-то, представляющее земли и моря, о которых, скажем, мог знать мейстер Цитадели … и хотя мейстеры знают об Ашае и землях за его пределами больше, чем средневековый монах знал о Катае [Китае], расстояние остается фактором, и после определенного момента легенды и будут закрадываться мифы. Здесь есть крылатые люди и тому подобное».

Джонатана Робертса, профессионального иллюстратора, который нарисовал карты, используемые в «Землях Льда и пламени», на основе инструкций Мартина, спросили о несоответствии между телевизионной картой (основанной на более ранних набросках) и ныне канонической картой мира для книг, которые он нарисовал, которые отличаются к востоку от Дотракии и Квартал. Робертс высказал свое неофициальное мнение, что на самом деле это не «несоответствие», потому что, опять же, карта мира, которую он нарисовал, предназначена для того, чтобы быть картой, написанной образованными людьми в Вестеросе, и их знания о полумифических землях очень дальнего востока просто неточны с самого начала (например, реальные карты, созданные в Средневековой Европе, которые совершенно неверно представляли географию Китая). Таким образом, ни карту, которую использовал телесериал, ни его карту на самом деле нельзя назвать «точной» картой Йи Ти и регионов Дальнего Востока.

Когда были объявлены сериалы-преемники, Game of Thrones Wiki спросила Мартина, могут ли приквелы использовать эту возможность для обновления карт мира, используемых в сериале, чтобы они соответствовали обновленной версии «Земель льда и пламени», и он ответил:

«Я бы проголосовал за это, конечно».